Новгородские святители
23 февраля 2014

Блаженный Иоаким был одним из священников, которых привез с собой великий князь Владимир, когда решил просветить Русь святым крещением. При митрополите Михаиле, еще в сане священника, он проповедовал святую веру в Николаеве, построил здесь храм преображения Господня и крестил некоторых язычников. Противники учения Христа упорно не желали слушать проповедника и подняли мятеж против распоряжений великого князя Владимира.
Для усиления церковной власти в 993 году Иоаким был посвящен в епископы Новгорода, а для усмирения мятежников призвал князь Добрыню и Путяту с войсками. Иноверцы собрали вече и поклялись не пускать воинов город и не давать идолов на низвержение. И когда пришел Добрыня, новгородцы разрушили мост и вышли против него с оружием. Главным подстрекателем мятежа был верховный жрец Богомил Соловей. Епископ Иоаким со священниками ходили по площадям и улицам, проповедуя учение Христа, и в два дня успели окрестить множество новгородцев. Язычники рассвирепели, разорили дом Добрыни, разграбили имущество, убили его жену и нескольких родственников. Толпа разрушила церковь Преображения Господня и стала грабить дома христиан. Против мятежников выступили воины Путяты и сумели захватить нескольких язычников. Явился со своей дружиной и Добрыня. Чтобы охладить гнев язычников, он велел поджечь несколько домов. Новгородцы, прекратив сражение, бросились тушить пожар, а самые знатные явились с предложением мира к Добрыне. Воевода согласился на мир, но велел уничтожить идолов - деревянных сжечь, а каменных, разломав, побросать в реку. Людям было приказано креститься. Тогда многие язычники, желая избавиться от крещения, объявляли, что ни уже крещены. Иоаким велел всем крещенным надеть на шею кресты, а у кого креста не окажется, крестить, на слово не верить.
Разоренную церковь Преображения со временем отстроили вновь. Иоаким разорил жертвенники и приказал убрать статую Перуна. Идола опутали веревками, проволокли по навозу, колотя палками, и бросили в Волхов.
Блаженный Лука первым из русских удостоился епископского сана (1035 г.). Под его надзором строился каменный Софийский собор, что было делом первостепенной важности, поскольку храм, возведенный блаженным Иоакимом, сгорел. Епископ выписал иконописцев аж из самого Царьграда.
Спустя пять лет по окончании строительства собора праведный пастырь перенес тяжелое испытание. В 1055 г. он был оклеветан своим слугой Дудиком, отозван из Новгорода в Киев и здесь содержался три года. В чем суть оговора, неизвестно, но невинность святителя была доказана, а клеветник понес суровое наказание. Блаженный Лука снова вступил в управление паствой. В 1058 г. он отправился по церковным делам в Киев и на обратном пути скончался.
Блаженный святитель оставил для Церкви пастырское поучение, драгоценное по своей простоте и силы духа.
О блаженном Германе, новгородском епископе, по летописям известно, что им был основан Спасский монастырь, на Берестове, известный также как Германов. В 1096 г. храм был разграблен половцами. В том же году Герман совершил свое последнее путешествие в Киев. При такой близости двух событий можно предположить, что беда, постигшая Спасскую обитель, и вызвала ее основателя в стольный град, откуда ему уже не суждено было вернуться.
Согласно летописям в 1153 г. «игумен Аркадий срубил церковь Успения Святой Богородицы и составил монастырь, который стал убежищем христиан, радостию Ангелов и пагубою диаволу». Аркадиева обитель с деревянным Богородичным храмом находилась в трех верстах от Новгорода, и мирские люди имели возможность часто посещать храм и здесь молитвами оживлять уставшую душу. Блаженный игумен пользовался славой добродетельного и рассудительного человека: доместик Антониевой обители Кирик обращался к нему с вопросами о разных предметах и некоторые его ответы даже записал в число церковных правил. Новгородцы высоко ценили достоинства блаженного Аркадия. В 1156 г., когда скончался в Киеве святой Нифонт, «собрался весь город, и все захотели, чтобы был епископом Новгорода избранный Богом муж Аркадий; народ, князь Мстислав Юрьевич, весь клир Святой Софии, все городские священники пошли и взяли его из монастыря и, введя его во двор храма, поручили ему епископию, пока придет митрополит в Россию». В 1157 г. он был посвящен митрополитом Константином в Киеве и возвратился в Новгород.
Во время его управления новгородской паствой не раз меняли посадников и князей, но ни разу не случалось ни убийств, ни грабежей. Это зависело как от доброго великого князя Ростислава, так и от внушений благочестивого святителя. Епископ Аркадий мирно почил в 1162 г., и его с великими почестями похоронили в притворе храма Святой Софии.
Родной брат Иоанна, архиепископа Новгородского, Гавриил вместе с братом подвизался в 1179 году при построении на озере Мячине Благовещенского монастыря, вкладывая в строительство и свои средства. Когда Иоанн решился отказаться от кафедры, чтобы в уединении готовить себя к вечности, он назначил себе в преемники блаженного Гавриила, и тот, приняв с иночеством имя Григорий, в 1187 г. был посвящен в архиепископы Новгородские. Летопись сообщает о совершенном им освящении каменного храма в Аркадиевом монастыре. Блаженный Григорий управлял новгородской паствой шесть лет, напоминая ей своими добродетелями своего великого брата. Он скончался в 1193 г. и был погребен рядом с братом в Софийском соборе.
После смерти блаженного Григория в народном новгородском правлении произошли разногласия о его преемнике: «одни хотели Митрофана, другие Мартирия, третьи грека. Положили на престол Святой Софии три жребия и послали с веча слепца взять жребий; и Божьей благодатию был вынут жребий Мартирия».
Мартирий был родом из Старой Русы и здесь на острове в 1192 г. основал Преображенский монастырь. В сан архиепископа его посвятили в Киеве в 1193 г. Первый год правления прошел в тревогах. Сначала горели Ладога и Руса, потом от недели Всех Святых до праздника Успения вспыхивали частые и сильные пожары в Новгороде. Народ был дот того напуган. Что жил уже не в домах, а в поле. В мае 1195 г. Мартирий заложил храм Богоматери, осенью того же года им был основан храм Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина, а в следующем году, 13 сентября, освящен. В 1198 г. случилось изумительное происшествие: один набожный новгородец, ежедневно посещавший храм, нес домой просфору и, утомившись, заснул по дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и попытались было ее похитить, но отскочили прочь, отгоняемые какой-то силой. Это произошло при нескольких очевидцах. Когда о случившемся доложили блаженному Мартирию, он приказал на месте происшествия основать храм в честь Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена сама занялась построением храма и женской обители, и в следующем году был освящен на Торговой стороне, на Молоткове, монастырский храм Рождества Богородицы. В 1199 г. отношения великого князя Всеволода с Новгородом осложнились, и блаженный пастырь должен был отправиться с посадником и лучшими людьми во Владимир. Изможденный летами и трудами раб Божий архиепископ Мартирий скончался по дороге, на берегу озера Селигер. Его тело привезли в Новгород и положили в притворе Софийского собора, который потом назывался Мартириевой папертью и златой папертью.
В 1201 г. богатый новгородец Добрыня Андрейкович совершил путешествие в Константинополь и, вернувшись с Востока, постригся в Хутынском монастыре с именем Антоний. В это самое время новгородцы выразили недовольство архиепископом Митрофаном, которого сами же избрали в 1201 г. на место почившего Мартирия. Его обвиняли в том, что Новгород в 1211 г. был опустошен пожаром, уничтожившем до 1300 дворов. Как бы то ни было. Только от Митрофана не требовали ни объяснений, ни оправданий и без согласия митрополита отослали в Торопец, а на его место выбрали Антония и отправили к митрополиту для посвящения. Выбор был удачным: Антоний отличался и благочестием, и образованностью. Например, описывая путешествие в Константинополь, святитель сообщил новгородцам сведения об иконах и иконописцах, виденных им, о дорогом блюде, подаренном княгиней Ольгой патриарху и т.д.
Митрополит посвятил Антония в архиепископы. По возвращении в Новгород он первым делом обратил палаты Митрофана в храм Антония, своего ангела. В 1218 г. блаженный Антоний построил каменный храм великомученицы Варвары в девичьем монастыре, который был известен еще в 1138 г., но теперь восстановлен заботливым архипастырем. В том же году из Новгорода удалился князь Мстислав, принимавший особенное участие в избрании Антония, и вслед за тем прибыл из Владимира Митрофан. Сначала новгородцы назначили Митрофану для пребывания Благовещенский монастырь; когда же Антоний отправился по делам в Торжок, они ввели Митрофана в архиепископский дом.
Антоний, считая себя законным пастырем, прибыл в Новгород. Только тогда новгородцы поняли, что без митрополита им не следовало распоряжаться участью своих архипастырей. Они просили обоих архипастырей отправиться к митрополиту на суд и послали с ними своих доверенных. Митрополит Матфей, посвящавший и Митрофана, и Антония, назначил Митрофана в Новгород, а Антония определил на праздную Перемышльскую кафедру. Митрофан спустя три года скончался. Следовало ожидать, что новгородцы вызовут Антония, по их вине потерпевшего неприятности, но в тот же день, когда скончался Митрофан, они ввели в архиепископский дом хутынского инока Арсения.
В 1225 г. Антоний прибыл из Перемышля в Новгород, и «новгородцы рады были своему владыке». Спустя три года Антоний, тяжело заболев, добровольно удалился в Хутынский монастырь, а делами епархии снова начал управлять Арсений.
В 1228 г. с середины августа до начала декабря шли проливные дожди, опустошившие поля. Народ взволновался и стал кричать: «Это за то, что Арсений купил себе место у князя Ярослава и вытеснил Антония». Арсения выгнали и едва не убили. Опальный епископ бежал в Хутынский монастырь, а Антония, против его воли, привели в архиепископский дом и дали ему в помощь, для судебных дел, двух светских чиновников. Но Антоний был тяжело болен и лишился способности говорить. Прибывший в новгород князь Михаил предложил вечу выбрать преемника, и жребий пал на иеродиакона Спиридона. Блаженный Антоний больше двух лет лежал больным и немым в монастыре и преставился в 1231 г. «Душа его, - говорит летопись, - взошла на небо, а мощи его с честию положены были в притворе святой Софии».
После того, как святитель Моисей в 1329 г. добровольно отказался от кафедры для безмолвной жизни, новгородцы избрали на архиепископскую кафедру космодемьянского священника Григория Калеку - в иночестве Василий. Еще до своего путешествия к митрополиту Василий начал общеполезное дело - заложил каменную стену вокруг Новгорода. В 1333 г. строительство было закончено. В это же время был обновлен Софийский собор - его покрыли свинцом и поставили на главе новый крест.
Великий князь Калита прогневался на Новгород за отказ выплачивать закамскую подать и позволил своим людям совершать грабительские набеги. Посадники, посланные к нему для мира, возвратились ни с чем. Василий взялся ходатайствовать перед великим князем за Новгород и предложил в дар пятьсот рублей. И хотя ходатайство успеха не имело, долг пастыря-патриота был выполнен. Однако Василий не остановился на этом: в следующем году он отправился во Владимир к митрополиту, и вслед за тем, Калита, вернувшись из Орды, примирился с Новгородом.
В 1337 г. поднявшаяся вода Волхова разрушила мост, соединявший части Новгорода. За этим несчастьем последовал другое: началась распря между левобережным Новгородом и правобережным, едва не дошедшая до кровопролития. Архипастырь за счет доходов кафедры заново отстроил мост, тем самым усмирив вражду. Новое наводнение в 1338 г. опять сильно повредило мост, и архипастырь вновь восстановил его.
В 1340 г. в Новгороде произошел страшный пожар. Пламя, вспыхнувшее на Разваже, на окраине города, охватило Перевский конец и с Чудинцевой улицы перебросилось в кремль, уничтожило дом владыки и Софийский храм, из которого не успели внести иконы. Пожар не остановила даже вода Волхова: пожирая Волховский мост, пламя перешло на торговую сторону и обратило в пепел дома, лавки, храмы. Испуганному народу казалось, что настал конец света. Не успевали выносить ни утварь из храмов, ни имущество из домов. Мародеры спешили воспользоваться бедствием других: грабили и уносили все, что было спасено от огня. Всего сгорело сорок восемь деревянных церквей и три каменных. Пастырю пришлось теперь и о погорельцах заботиться, и свой дом и храмы восстанавливать. Он заново покрыл свинцом Софийский собор, устроил иконостас, исправил иконы и стены; построил для себя дом, отлил большой колокол и восстановил мост через Волхов.
Когда же в 1342 г. новый пожар навел ужас на жителей, архипастырь призвал всех к молитве и покаянию, наложил трехдневный пост на граждан и сам с крестным ходом ходил от монастыря к монастырю, от одного храма к другому, по всему городу совершая молебны об утолении гнева Божия. Но затем разгорелось другое пламя - пламя междоусобицы: за убийство богатого новгородца одна сторона восстала на другую, и начался грабеж. Архипастырь явился на шумное вече и своими убеждениями сумел остановить распрю.
В последующие годы Василий много трудился для храмов Божьих. В Софийском соборе им были устроены серебряные ризы на иконы Спасителя и Премудрости Божией. Он и сам занимался иконописью - им написаны иконы для Космодемьянского храма, для Благовещенского Городищенского храма. Икона святых князей Бориса и Глеба в Борисоглебском храме и поныне цела. Патриарх Константинопольский прислал архиепископу Василию белый клобук - знак душевной чистоты. Преемники Василия носили белый клобук как знак отличия кафедры.
Свою великую любовь к пастве Василий доказал в последние дни жизни. В 1352 г. в Пскове разразилась эпидемия чумы, уже унесшая миллионы жизней на Востоке и в Европе. С весны до зимы в Пскове умерло две трети жителей. Горожане просили архипастыря прибыть к ним и помолиться за паству. Василий, невзирая на опасность, отправился утешить людей и укреплять их дух. Он служил в соборе святой Троицы, в других церквах, обошел крестным ходом весь город. Блаженный пастырь оставил весь Псков утешенным, и эпидемия скоро кончилась. Но сам Василий по дороге сильно занемог и в обители Архангела Михаила, на устье реки Узы, впадающей в Шелонь, скончался. Его тело привезли в Новгород; святитель Моисей отпел его в Деревяницком монастыре. Мощи святителя покоятся в Воскресенском храме.
В 1415 г. на место отказавшегося от кафедры архиепископа Иоанна жребием избран был инок Хутынского монастыря Самсон. В следующем году митрополит Фотий посвятил его в архиепископы и наименовал Симеоном. В том же году новый архиепископ построил в честь святителя Петра каменный храм. В 1416 г. «черная смерть» перешла из Твери в Новгородскую область. Покойников было так много, что их не успевали хоронить. Страшное бедствие подвигло людей к покаянию. Святитель Симеон с семью соборами новгородского духовенства обошел весь город, совершая моления об утолении гнева Божия. Новгородцы, одни на лошадях, другие на собственных плечах, привезли из леса бревна и в один день построили храм Святой Анастасии, а Симеон освятил его и совершил в нем литургию. После этого мор ослабел.
В 1418 г. в городе вспыхнула междоусобица. Начались грабежи. Обвиняя богатых в дороговизне хлеба, разрушили дворы зажиточных горожан. Вся Торговая сторона поднялась на Софийскую, многих побросали в Волхов. Святитель призвал духовенство в Софийский храм, откуда, взяв иконы, повел на мост и, проливая слезы, молитвы, благословлял обе стороны св. крестом. Шум и волнения утихли, обе стороны разошлись.
Святитель Симеон был пастырем с прекрасным даром слова и с ясным разумением истин веры. В октябре 1418 г. он был в Пскове. Жители приняли его недоброжелательно и не позволили совершить богослужение в Псковском соборе. Но в 1420 г. псковская паства Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: из очей Ее текли слезы. Это явление повторилось и тогда, когда икону с крестным ходом принесли в Псков и поставили в соборном храме. В страхе за будущее и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычица, защити нас!»
Незадолго до смерти блаженного архипастыря Новгород два раза постигли несчастья. В апреле вышел из берегов Волхов, и наводнение повредило мост. По городским улицам текли реки, и к храмам не было доступа. Много людей утонуло. В мае, в полночь, надвинулись страшные грозовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь лил вперемешку с градом. Святитель с духовенством и прихожанами пел молебен в Софийском соборе об утишении гнева Божия. По другим церквам священниками также совершались моления, и Господь услышал их молитвы - днем стихия успокоилась. Это было в мае 1421 г., а в июне святитель мирно почил.